— 18.09.2019 —

О защите трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами

Елена Косаковская - заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России, дает разъяснение по вопросу защиты трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами и какие права  профсоюзам предоставляет федеральное законодательство ( Конституционное право граждан на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих прав и интересов, получило развитие в главе 58 Трудового кодекса РФ и в ФЗ от 12.01.1996 № 10 "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах).

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ПРОФСОЮЗАМИ

Права профсоюзов как защитников прав и интересов работников

Закон о профсоюзах (ст. 11) определяет их основополагающие права на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.
При этом профсоюзы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Если же дело касается коллективных прав и интересов - тогда профсоюзы представляют и защищают коллективные права и интересы всех работников, независимо от членства в профсоюзах, - в случае наделения полномочиями на представительство в установленном порядке.

Этот же закон предусматривает право профсоюзов участвовать в правотворчестве как способе представления и защиты коллективных прав и интересов работников. В частности, проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права, рассматриваются федеральными органами власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений, ассоциаций (ст. 12 Закона о профсоюзах). Проекты НПА, затрагивающих социально-трудовые права, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе предлагать соответствующим органам власти принять законы и иные НПА, касающиеся социально-трудовой сферы. А также - вправе участвовать в рассмотрении своих предложений органами власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями. Профсоюзы вправе участвовать в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых при реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.

При регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, чтобы согласовывать интересы работников и работодателей, а также государства, органы власти всех уровней и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соответствующие условия. А именно: комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (а если комиссии не образованы - соответствующие профсоюзы или их объединения и объединения работодателей) должны участвовать в разработке и/или обсуждении проектов законодательных и иных НПА, программ социально-экономического развития, других документов в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ).

Для представительства и защиты коллективных прав и интересов работников, а также в индивидуальном трудовом правоотношении профсоюзы обладают следующими полномочиями:

- защищать право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
- защищать право работников на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже МРОТ, установленного ФЗ;
- согласовывать и закреплять в колдоговорах и соглашениях системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда, устанавливаемые работодателями, их объединениями.

Профсоюзный контроль

Профсоюзы наделены правом контролировать соблюдение законодательства и иных НПА в сфере труда, выполнение колдоговоров, соглашений (ст. 370 ТК РФ).

Соблюдение трудового законодательства и иных НПА в сфере труда, а также колдоговоров и соглашений - одна из основных обязанностей работодателя (ст. 22 ТК РФ). Получив требование об устранении выявленных нарушений, работодатели обязаны в недельный срок сообщить в соответствующий профорган о результатах рассмотрения этого требования и принятых мерах.

Для осуществления указанного контроля общероссийские профсоюзы и их объединения могут создавать свои правовые и технические инспекции труда, которые наделяются  соответствующими полномочиями. Положения о полномочиях утверждаются общероссийскими профсоюзами и их объединениями. Межрегиональные, а также территориальные объединения организаций профсоюзов, действующие в субъекте РФ, могут создавать свои правовые и технические инспекции труда. Эти инспекции действуют на основании положений, принимаемых в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профсоюзов.

Для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены данных профсоюзов (ст. 11 Закона о профсоюзах).

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации любых организационно-правовых форм и форм собственности и работодателей-физлиц), у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проверок соблюдения трудового законодательства и иных НПА в сфере труда, законодательства о профсоюзах, выполнения колдоговоров, соглашений (ст. 370 ТК).

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов тоже имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями (далее - ИП) предложения об устранении выявленных нарушений.

Профсоюзные инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда имеют право:

- контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства и иных НПА в сфере труда;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей-ИП о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- требовать от работодателей приостановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных НПА в сфере труда, обязательные для рассмотрения;
- проверять состояние условий и охраны труда, выполнение работодателями предусмотренных колдоговорами и соглашениями обязательств;
- в качестве независимых экспертов участвовать в комиссиях по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства;
- участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных НПА в сфере труда, обязательств, предусмотренных колдоговорами и соглашениями, а также связанных с изменениями условий труда;
- участвовать в разработке содержащих нормы трудового права проектов ФЗ и иных НПА РФ, законов и иных НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления;
- участвовать в разработке проектов подзаконных НПА, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном правительством РФ;
- требовать от соответствующих органов привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных НПА в сфере труда, в сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
В соответствии с ТК РФ профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с Рострудом и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции контроля и надзора в установленной сфере деятельности.

Новости

Архив новостей