— 27.04.2018 —

18 апреля 2018 года состоялось заседание Генерального совета ФНПР.

В заседании приняли участие представители Правительства РФ, Министр труда и социальной защиты РФ М.А.Топилин, Руководитель Роструда В.Л.Вуколов, руководители социальных внебюджетных фондов, представители объединений работодателей, депутаты Государственной Думы РФ.

Были обсуждены вопросы: «О задачах профсоюзов в современных социально-экономических условиях», «О ходе выполнения Плана практических действий по реализации решений IX съезда ФНПР в 2017 году» и ряд других. 

С докладом по первому вопросу выступил Председатель ФНПР М.В. Шмаков

Доклад
Председателя ФНПР М.В. Шмакова на
Генеральном Совете ФНПР
18 апреля 2018 года

Выборы президента России, которые прошли 18 марта, сформировали новую политическую реальность. Цифры явки, сравнимые с рекордными за всю историю постсоветских выборов, и такие же рекордные цифры поддержки Владимира Путина означают даже не обычную форму выбора между несколькими кандидатами, а скорее плебисцит, то есть голосование в поддержку инициатив, которые выдвигал президент.

Я хотел бы сразу отметить, что целый ряд этих инициатив совпадает с наказами, которые мы с вами сформулировали. В своем Послании Федеральному собранию Владимир Путин фактически поддержал и преодоление бедности работающего населения, и обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы.

Таким образом, поддержка граждан базировалась на понимании нашим кандидатом первоочередных нужд народа и на уверенности, что именно наш кандидат сможет добиться успеха, работая в этом направлении.

Более того, уже после выборов на встрече с проигравшими кандидатами Владимир Путин подчеркнул то, что главным направлением его работы в новый срок станет внутренняя политика, борьба с бедностью и социальным расслоением в обществе. А проблем на этих направлениях - более чем достаточно. Тем более, что разрешение этих проблем достигается не простым "переливом" бюджетных денег из одной статьи в другую, а комплексом экономических и социальных решений. Грубо говоря, должна быть переформатирована экономическая и финансовая политика государства и на базе этого сформирована более справедливая социальная политика.

Однако надо понимать, что сегодня возникла новая политическая реальность. Мы ясно ощутили, что стоим на пороге горячей третьей мировой войны. Холодная третья мировая война уже идет давно. Идиотское решение трех международных преступников и по совместительству руководителей своих стран – Трампа, Мэй и Макрона, выразившиеся в бомбардировке Сирии 14 апреля, когда только трезвые действия президента Путина и российских военных, не допустивших эскалации конфликта, остановили реальную ядерную катастрофу, показывают изменение всех правил политической и экономической жизни. Совместно с принятыми экономическими санкциями это серьезно влияет на рынок труда Российской Федерации.

Мы не идеалисты, в философском смысле этого слова, и прекрасно понимаем, что не бывает высоких зарплат у трудящихся там, где сокращается или стагнирует производство, не бывает высоких пенсий там, где у большинства - низкие зарплаты.

На прошлом заседании Генсовета ФНПР 25 октября 2017 года мы достаточно подробно разобрали и проартикулировали те первоочередные результаты экономической и социальной политики, к которым нужно придти. Напомню еще раз, наши наказы будущему президенту, которые прозвучали тогда:

- преодоление бедности работающего населения;
- обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы;
- установление минимальных тарифных ставок (окладов) и базовых окладов по профессиональным квалификационным группам не ниже минимального размера оплаты труда;
- ликвидация долгов по заработной плате;
- обязательность решения проблем в сфере социально-трудовых отношений только в рамках системы социального партнёрства;
- создание реальных инструментов защиты безработных граждан с целью оказания помощи в переобучении и поиске работы;
- поддержка реальной, а не спекулятивной части российской экономики;
- построение нового цифрового будущего России, в котором защищены права и растут доходы работников.

Эти наказы отразились в приоритетных задачах и направлениях наших совместных действий на период до 2020 года в ходе подготовки нового Генерального Соглашения, были одобрены социальными партнерами и нашли свое отражение в итоговом документе.

Мы боремся за:

- развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста, формирование условий для самореализации граждан, роста реальных доходов работников, уровня пенсионного обеспечения и уровня жизни населения, устранения причин бедности;
- модернизацию экономики, диверсификацию ее структуры, переход к инновационной модели развития, реиндустриализацию и ускорение роста отраслей экономики, имеющих ключевое значение для обеспечения обороноспособности, сохранения конкурентоспособности и независимого развития страны.

Однако для того, чтобы достигнуть этих результатов, нужно избежать ряда ловушек, в которые попытаются завести любые инициативы по изменению экономической и социальной политики в стране.

Ловушка "Перемены только в пользу элиты".

Профсоюзы последовательно выступали против курса, проводимого в интересах узкого круга экономических субъектов или меньшинства населения страны. Он не только в России, но и повсеместно ведет к одним и тем же проблемам: образованию финансовых «пузырей» в одной части экономики и инвестиционному голоду (дефициту средств) в другой.

Такое распределение капитала традиционно сопровождается структурными деформациями в экономике и неэффективным расходованием средств, упадком промышленности и долговыми проблемами бюджетов, разрушением социальной сферы, снижением доходов населения и расширением сферы малопроизводительных рабочих мест.

Мы считаем, что такому либеральному или кризисному пути, однозначно ведущему к деградации всего и вся, можно противопоставить только идеологию всеобщего развития, солидаризации выгод и ответственности, создания равных возможностей для каждого и участия в экономической деятельности, и в получении общественных благ.

Ловушка "Двойные стандарты".

Мы выступаем против практики двойных стандартов в отношении внутренних и экспортоориентированных субъектов хозяйствования. Они вынуждают остальную часть экономики и общества расплачиваться как за бюджетно-налоговые льготы узкому кругу российских корпораций, преимущественно контролируемых их оффшорных юрисдикций, так и ценовой монополизм на внутреннем рынке.

Содействие политике «национализации издержек и приватизации прибыли», непрозрачности регулирования тарифов естественных монополий, мы расцениваем как одну из причин технологической отсталости российской промышленности и разрушения социального государства.

Ловушка "Налоговая удавка".

Мы против политики роста налогов на бизнес и население, особенно в региональном разрезе. Ключевая ставка ЦБ РФ традиционно значительно выше уровня инфляции и создаваемые преференции финансовым институтам не приносят желаемых результатов и контрпродуктивны.

Они не удовлетворяют потребности реального сектора в долгосрочных инвестициях, а завышенная цена краткосрочных кредитов (ставка 15% и выше) только наносит вред российскому производителю, отражаясь на растущей кредитной задолженности и увеличении числа убыточных предприятий.

Если в 2016 году удалось несколько смягчить влияние такой финансовой политики (в том числе за счет государственных субсидий для инвесторов), то в 2017 году на фоне продолжающегося сжатия потребительского спроса этих мер оказалось уже недостаточно. И проблемы накапливаемых долгов, и роста налоговой нагрузки начинают проявляться со второй половины 2017 года через падение индексов производств и резкий рост числа банкротств предприятий.

Очевидно, что эти факторы указывают на новую волну дестабилизации в экономике и усиливающиеся риски для занятости и заработной платы работников в промышленности, строительстве и других секторах экономики.

Ловушка "Спекуляция и ростовщичество на государственном уровне".

Самым опасным моментом на сегодня считаем переход самого государства к активной политике финансовых спекуляций. Превращая бюджетные средства в кредиты, оно нацеливает на их использование (наряду с коммерческими займами и ценными бумагами) для покрытия значительных дефицитов региональных бюджетов.

В то время как замалчивается факт, что увеличение разницы между доходами и расходами на всех уровнях бюджетной системы является неизбежным следствием рыночного предоставления инвестиционного ресурса.

Минфин России предлагает региональным и муниципальным властям преодолевать финансовые и долговые трудности за счет роста налогов на население и бизнес. Более того, в борьбе за бездефицитные бюджеты, мегарегулятор связывает нынешнее выделение регионам дотаций и грантов на выравнивание с достигнутыми темпами роста налогов, предупреждает о планах по агрегированию направлений поддержки субъектов РФ и их дальнейшему сокращению.

В то же время растущий дефицит средств на федеральном уровне Минфин пытается решить на путях реанимации старых предложений, таких как повышение пенсионного возраста, сокращение ставки социальных налогов, увеличение НДС, акцизов.

Мы уже проходили этот опыт и знаем цену всем этим инициативам. Кроме наращивания кризисного потенциала в экономике и обществе, ничего нового они не несут. Предлагается также повысить ставку подоходного налога до 15%, но нет даже намека на изменение бюджетно-налоговых преференций для финансового сектора и естественных монополий, не обсуждается и переход к реальной прогрессивной шкале налогов на доходы физических лиц.

Ловушка "Социальное скопидомство".

Профсоюзы не приемлют позицию мегарегулятора – ЦБ и Минфина в отношении якобы завышенных уровней государственных расходов и затрат на социальную политику. Минфин обосновывает необходимость их снижения ростом экономики.

Однако именно сопоставление РФ с развитыми странами позволяет признать доводы министерства мало убедительными или ошибочными. В частности, в Швеции и Финляндии – мировых лидерах инновационного развития - расходы на системы социальной защиты, включая обширные программы активной занятости, достигают 28-31 % ВВП.

По оценкам экономистов стран ОЭСР, повышенное внимание к правам и интересам работников, человеческому потенциалу в целом создает лучшие условия и для модернизации технологий, и мотивации каждого к производительному труду. Оба эти фактора являются ключевыми для стабильного и качественного роста экономик.

Передовой мировой опыт наглядно показывает несоответствие российских подходов к определению затрат на социальную политику ни современным трендам и ориентирам, ни целям инновационного и человеческого развития, ни международному формату требований по каждому из ее направлений.

Как результат, в стране упразднена система страхования по безработице, а выделяемые государством пособия настолько малы (их максимальный размер в 2,2 раза ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ), что не позволяют потерявшим работу выжить.

Программы содействия активной занятости из-за просчетов в проводимом курсе и недостатка средств почти полностью сведены к пассивной поддержке самозанятых и т.д.

В рамках проводимой социальной политики не предусмотрены программы по обеспечению даже минимальных гарантий по оплате труда для работников предприятий-банкротов. Мы считаем необоснованной направленность бюджетной политики на дальнейшую оптимизацию социальных расходов, в том числе за счет перевода государственных учреждений на альтернативные механизмы (государственно-частное партнерство, конкурсы, госзакупки и сертификацию государственных услуг и т.п.).

Такие подходы наряду с сокращением рабочих мест в госсекторе ведут к увеличению платности и неравенству в получении общественно значимых услуг, снижению их контроля и качества, недоразвитию человеческого потенциала и масштабным недоиспользованным возможностям инновационного роста экономики.

Ловушка "Золотой ключик".

Либеральные экономисты регулярно предлагают магическое средство, которое якобы в состоянии волшебным образом исправить экономику и социальную ситуацию. В качестве такого средства выступали следующие лозунги: массированная приватизация, рост производительности труда, цифровизация экономики.

Коротко обозначу в чем их пороки. Профсоюзы против ставки на расширенную приватизацию государственных активов как способ пополнения дефицитных бюджетов. Эти меры не обеспечивают достаточных средств, в то время как экономика в целом лишается суверенной опоры в виде стратегических, градообразующих и социально значимых объектов, а локальные территории – устойчивой занятости и потенциала развития.

Программы по повышению производительности труда в РФ и цифровизации экономики не предполагают вложений в научно-технические разработки или модернизацию промышленной базы. Они направлены на создание единого информационного пространства как для целей борьбы с теневыми доходами и лучшего налогового администрирования, так и широкого ознакомления с успешными управленческими практиками и решениями.

Тем не менее, есть опасность, что они станут дополнительным стимулом для участвующих в них работодателей сокращать состав и уровни социально-трудовых гарантий работников по аналогии с опытом бюджетной консолидации. В этих условиях не исключен и пересмотр коллективных соглашений и договоров в сторону ухудшения условий.

Шесть перечисленных мною ловушек могут уничтожить любые благие начинания власти в экономической и социальной сфере. Со своей стороны, мы предупреждаем о подобной опасности и будем всеми силами - и в переговорах за круглым столом, и, если понадобится, на улицах - противодействовать этим угрозам.

Но для эффективного результата с нашей стороны должна быть обеспечена эффективная и скоординированная работа.

С ноября прошлого года профсоюзное движение добилось сразу нескольких эффективных и - снова повторю это слово - эффективных побед, которые должны весомо повлиять на положение трудящихся. Это - решение Конституционного суда России, который поддержал нашу позицию о невключении в состав МРОТ "северных" надбавок. Это и - решение президента о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума уже с 1 мая 2018 года.

В комплексе оба этих решения крайне значимы для профсоюзов и работников. Кризисные условия последнего времени - падение доходов работников и их семей, бюджетные проблемы и девальвация многих социальных гарантий лишь повысили их актуальность.

Следующий шаг - вывод МРОТ на экономически обоснованный уровень – минимальный потребительский бюджет - мы рассматриваем как реализацию неотъемлемых прав трудящихся на защиту от бедности и улучшение условий их труда.

Мы также расцениваем эту меру как важный стимул для роста экономики и ее качественных преобразований. Мотивация к труду, расширение потребительского спроса являются необходимыми условиями для стабильного функционирования хозяйствующих субъектов.

В свою очередь повышение гарантий в оплате труда – это возможность укрепления бюджетов и страховых фондов - основных источников обеспечения основных прав граждан, национального благосостояния и развития.

Но теперь перед нами стоят следующие задачи. В нашей стране мало принять закон - нужно еще и гарантировать его реализацию. Уже сегодня мы слышим рассказы о том, что региональным бюджетам не хватает денег на повышение зарплат работникам.

Кроме того, дополнительной угрозой является то, что работодатели - и частные, и государственные - начинают процесс перевода работников на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю. В довершении всего, повышение зарплат до уровня нового МРОТа в ряде учреждений сокращает разницу в зарплатах между работниками разных квалификаций, что является неграмотными действиями руководителей.

Все эти угрозы были известны заранее. Равно как и то, что любые свои расходы на повышение зарплат одним работникам работодатель пытается переложить на плечи других работников. Либо заявить, что денег нет. Либо смухлевать, формально сокращая время занятости работника, а фактически требуя работу в полном объеме. Либо посеять рознь между разными группами работников. Это генетически присущее ему качество - извлечение прибыли и сокращение издержек, к которым он относит и зарплату работников.

Профсоюзы могут избежать его претензий только тогда, когда прекращают бороться за права трудящихся. Не требуем повышения зарплат - и все работодатели довольны профсоюзами, хвалят их. Но сегодня - не тот случай. Сегодня мы должны довести дело до конца, проконтролировав законное и честное - без обмана! - доведение нижней планки зарплат по всей стране на уровень не ниже МРОТа.

Этот пункт должен пройти красной нитью по всем колдоговорам и соглашениям, которые подписывают профсоюзы России. Тоже самое относится и к нашему контролю за выполнением решения Конституционного суда.

В конце этого года мы должны сказать: планка МРОТа, как нижний уровень зарплат, в стране достигнута. Как сто лет назад русские работники требовали "даешь восьмичасовой рабочий день», так и сегодня МРОТ, как минимальная социальная гарантия, должен быть без занижения и без включения в его состав иных элементов.

Это наша главная экономическая задача на 2018 год.

В прениях по докладу принял участие председатель профсоюза РОСПРОФТРАНСДОР В.В. Ломакин.  

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на заседании Генерального Совета ФНПР по вопросу «О задачах профсоюзов в современных социально- экономических условиях»

председателя профсоюза РОСПРОФТРАНСДОР Ломакина В.В.

18 апреля 2018 года

Уважаемый Михаил Викторович!

Уважаемые члены и участники заседания Генерального Совета ФНПР!

В докладе председателя ФНПР дан подробный анализ состояния дел в экономике России.

Как здесь уже говорилось, настоящее заседание Генерального совета Федерации – первое после избрания Главы государства.

Безусловно, еще предстоит осмысление задач, которые уже обозначил президент в качестве приоритетных и тех, что будут поставлены на новый президентский срок в дальнейшем.

Но я хотел бы поделиться соображениями по трем аспектам, работа по которым уже началась и которые считаю одними из важнейших для трудящихся, защитной деятельности профсоюзов.

6 лет назад перед Правительством Российской Федерации была поставлена задача обеспечить к 2018 году увеличение реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза.

Причем в майском 2012 года Указе Президента этот ориентир был провозглашен для всех работающих граждан России.

Однако конкретные шаги Правительства ограничились решениями только по отраслям бюджетной сферы.

В результате, в целом по экономике России реальная заработная плата работников в 2017 году согласно данным Росстата увеличилась по сравнению с 2011 годом на немногим более 12%.

В ряде отраслей, в том числе на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве результаты еще более скромные.

Рост реальной заработной платы дорожников составил 7%, а у транспортников - покупательная способность зарплаты даже снизилась.

И это при том, что и сам уровень оплаты труда, и транспортников, и дорожников невысокий.

В большинстве субъектов Российской Федерации он ниже среднего уровня зарплаты в целом по региону и ниже, чем в целом по Российской Федерации.

По нашему мнению, несмотря на то, что во внебюджетных секторах экономики вопросы установления заработной платы относятся к компетенции работодателей, самих предпринимателей, показатели изменения реальной заработной платы должны находиться в поле зрения не только Министерства труда, но и отраслевых министерств и, особенно, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Что по нашему мнению можно предпринять?

Первое. Обеспечить достойную заработную плату работников, осуществляющих работы за счет средств бюджетов разных уровней.

Надо принять меры по включению минимальных гарантий, установленных для работников действующим законодательством и соглашениями, заключенными с участием профсоюзов, в цену государственного или муниципального контракта. Это то, чему, зачастую, противятся власти на местах.

На транспорте такой подход уже реализуется. Нормативными актами Министерства транспорта РФ предусматривается учет норм федеральных отраслевых соглашений при определении стоимости маршрутных перевозок пассажиров в городах и работ по содержанию федеральных автомобильных дорог.

Необходимо продвигаться еще дальше.

Надо добиваться установления преимуществ при распределении государственных или муниципальных заказов для социально ориентированных предпринимателей - тех, кто соблюдает нормы соглашений, заключенных на разных уровнях социального партнерства, состоит в отраслевом объединении работодателей, создает условия для свободной деятельности представительного органа работников в лице профсоюза.

Надо обеспечить полноценный контроль за состоянием заработной платы со стороны общественности.

Здесь можно было бы предложить ввести по аналогии с оценкой регулирующего воздействия проектов новых нормативных правовых актов на конкурентную среду, обязательную оценку воздействия на трудовую сферу и социальную стабильность.

Большое внимание уделяется в последнее время развитию общественных институтов. Действуют Общественная палата РФ, общественные советы при органах власти разных уровней. Однако проблемы трудового характера там обсуждаются нечасто. Между тем вопросы оплаты, безопасности, охраны труда могли бы стать предметом более тщательного анализа на заседаниях общественных публичных органов. Было бы полезно, если бы в составе Общественных советов при органах исполнительной власти были образованы комиссии по трудовым вопросам. Кураторство над этими комиссиями могло бы быть передано отраслевым профсоюзам.

Предлагаю поставить этот вопрос на рассмотрение Общественной палаты РФ.

Больше внимания могли бы уделять контролю за ростом заработной платы трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений регионального и местного уровней.

Уважаемые товарищи!

Вторая тема, которой я хотел бы коснуться – развитие конкуренции.

На прошедшем совсем недавно 5 апреля 2018 года заседании Государственного Совета по этой теме взят крен на сокращение числа действующих государственных и муниципальных предприятий. Причем под благовидным предлогом развития малого бизнеса.

В докладе Госсовету прямо говорится: «Одна из самых острых проблем – государственная монополизация экономики, проще сказать – засилье государственных и муниципальных предприятий и нежелание приватизировать имущество».

И дальше делается вывод: ГУПы и МУПы должны быть постепенно выведены с конкурентных региональных рынков.

Думаю, вряд ли кто-то выскажется против развития частной инициативы, предоставления гражданам страны возможности реализовать себя в предпринимательстве.

Непонятно только, зачем это надо делать, уничтожая эффективные производства, разрушая отлаженные десятилетиями системы?

В настоящее время во многих городах России наблюдается волна банкротств крупных пассажирских автопредприятий. По сути, избавляются от предприятий, которые оказались в состоянии неплатежеспособности из-за задолженности перед ними бюджетов разных уровней.

Ликвидация таких предприятий, проработавших на рынке транспортных услуг по полвека и больше, происходит очень тяжело. Люди со слезами на глазах расстаются с родным производством. Нередко ситуация сопровождается задержками выплаты заработной платы работников. При этом, зачастую, наличие кредиторской задолженности предприятий перед тем же бюджетом, социальными фондами, контрагентами не позволяет полностью рассчитаться с работниками.

Решение проблем погашения долгов предприятий, обеспечение трудоустройства работников должны стать общей задачей и органов власти и органов местного самоуправления, принимающих решения о судьбе таких организаций, и работодателей предприятий, перехватывающих объемы работы ликвидируемого предприятия, и всей нашей профсоюзной структуры.

Нельзя допустить, чтобы ликвидация ГУПов и МУПов стала очередной кампанейщиной, бездумным подчинением модным веяниям.

В ближайшее время должны быть актуализированы региональные планы развития конкуренции. Считаю, что региональным объединениям организаций профсоюзов, профсоюзным структурам необходимо подключиться к этой работе, чтобы акцентировать внимание органов власти на острых вопросах, в том числе касающихся судьбы ГУПов, МУПов и их работников.

Кратко хотелось бы коснуться другого вопроса, затронутого Президентом в своих Указах и Послании Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 года. Это вопрос о подготовке квалифицированных кадров, повышении профессионального уровня работников.

Разработка профессиональных стандартов, которым в последнее время уделяется повышенное внимание, лишь начальная часть работы по подготовке специалистов нового поколения.

Нужна тесная связь с производством, чтобы удовлетворить реальную потребность бизнеса в кадрах, понятная и доступная комплексная система их подготовки.

С этой целью наш профсоюз ставит вопрос о создании отраслевых Советов по профессиональным квалификациям на автотранспорте и в дорожном хозяйстве в рамках Национального совета по квалификациям при Президенте РФ.

Просим представителей ФНПР в Национальном совете поддержать создание отраслевых советов на автотранспорте и в дорожном хозяйстве.

Такие отраслевые Советы должны сыграть свою роль в решении кадровых вопросов, в том числе, в условиях цифровизации экономики.

Конечно, без заинтересованности в этом органов власти не обойтись.

Считаю, что нужно предложить Правительству России принять решение о разработке в отраслях ведомственных программ обеспечения и подготовки кадров. К разработке таких программ и контролю за их исполнением должны быть подключены отраслевые профсоюзы.

Уважаемые товарищи!

Есть и другие вопросы, которые нам, всему профсоюзному сообществу, необходимо решать сообща, в плотном взаимодействии. В том в части укрепления нашего профсоюзного единства и сплоченности, повышения эффективности взаимодействия отраслевых профсоюзов и региональных объединений организаций профсоюзов.

Убежден, что у нас все получится.

Спасибо за внимание.

Источник: http://www.profavtodor.ru/news/1085/

Архив новостей

Читать далее